Фото 1 – Вид яйца Фаберже «Сибирский поезд»
Пасхальное яйцо «Сибирский поезд» занимает особое место в коллекции пасхальных шедевров Карла Фаберже. Темой и сюжетом его послужили знаменательные в истории России события переломного 1900 года.
Веха в истории России
Во Владивостоке в 1885 году после завершения длительного плавания на крейсере “Память Азова” будущий император Николай II положил начало работам по сооружению Сибирской железной дороги.
Фото 2 – Николай Александрович на закладке Сибирской дороги
Строительству этого пути придавалось важное политическое значение. Уссурийский край вместе с Владивостоком были присоединены к империи лишь в 1859 году. Соединение европейской части России с Азиатской железной дорогой позволяло укрепить позицию государства и его границы. Осуществление этого грандиозного проекта являлось заветной мечтой императора Александра III.
Фото 3 - Цесаревич Николай Александрович 1890 год.
Комитет по руководству строительными работами возглавил, тогда ещё цесаревич Николай Александрович. Для него это стало «первой начальной школой ведения государственных дел». Современники воспринимали сооружение магистрали не только как национальное, но и как династическое предприятие.
Фото 4 – Строительство Сибирской железной дороги
Строительство осуществилось в рекордно короткие сроки – через 5 лет после закладки, в 1900 году работы, в основном, завершились.
Фото 5- Прокладка путей через Сибирскую тайгу
Сибирская железная дорога дала толчок развитию огромной окраины Российской Империи. В иностранной печати того времени это грандиозное сооружение считали событием, не уступавшим по значению открытию Америки и называли «позвоночным хребтом русского великана».
Фото 6 – Прообраз вагончика-церкви в пасхальном яйце Фаберже
Пасхальное яйцо переломного 1900 года, заказанное Николаем II в подарок императрице Александре Федоровне было посвящено этому историческому событию. “Сибирский поезд” - пасхальный шедевр Карла Фаберже.
Вдохновленный блестяще выполняемыми планами строительства, Карл Фаберже создал великолепный по взлету творческой мысли шедевр, воплотивший в себе множество ярких задумок.
Фото 7 – Яйцо «Сибирский поезд»
Это произведение ювелирного искусства вызывает неподдельное восхищение и современников и потомков за виртуозное воплощение в металле и камне идеи, не уступающее по замыслу творения строительству Великого Сибирского железного пути.
Вдохновение и гений мастеров
Вся композиция помещена на основание из белого оникса и украшено элементами государственной символики. Яйцо поддерживают три позолоченные серебряные фигуры грифонов с мечом и щитом в лапах.
Фото 8 – Фигуры грифонов с мечом и щитом
Они являют собой элементы родового герба династии Романовых. Символы подчеркивают значение того, что великий путь был построен под руководством двух Романовых – императора Александра III и его сына Николая II.
Венчает яйцо трехстороннее изображение двуглавого орла.
Снаружи серебряной “скорлупы” выгравирована карта Российской Империи с транссибирской магистралью и надписью “Великий Сибирский железный путь к 1900 году”. На ней отмечены пунктиром еще недостроенные участки пути.
Фото 9 – Средняя часть яйца с картой России
Сюрпризом яйца является миниатюрный поезд, изготовленный из золота и платины. Он складывается втрое и убирается в яйцо- футляр, внутри обитый бархатом.
Фото 10 – Поезд в яйце - футляре
В составе поезда локомотив, украшенный рубиновым фонарём и бриллиантовыми фарами, и пять вагончиков с окошками из горного хрусталя. На каждом вагончике есть своя микроскопическая надпись: «Прямое Сибирское сообщение» – на первом вагоне. Далее – «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих». Рядом с каждой надписью указано количество посадочных мест – от 18 до 24 и класс вагонов – первый или второй.
Фото 11 –Локомотив поезда
Последним в составе находится вагончик-церковь, прообразом которого послужил настоящий вагон. На крыше этого золотого вагончика установлен миниатюрный православный крест.
Фото 12 – Вагончик-церковь
Он был построен в 1896 году и освящён в присутствии императорской семьи в честь Святой Ольги, покровительницы старшей дочери императора, Ольги Николаевны.
Фото 13 – Княжна Ольга Николаевна
Виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, в локомотиве был создан сложный хитроумный механизм. Поворотом золотого ключика состав приходил в движение и мог проехать после завода почти метр.
Триумф Российской Державы на Всемирной выставке в 1900 году
На Всемирной выставке в Париже 1990 года, приуроченной к встрече нового XX века, посетители имели уникальную возможность оценить ювелирное мастерство, воплощенное в пасхальном яйце «Сибирский поезд» среди выставленных экспонатов
Фото 14 – Павильон России на Всемирной выставке в Париже 1900 год
Специально для экспозиции был привезен и настоящий вагон сибирского поезда. Публика, находясь в роскошном помещении вагона, могла полюбоваться: как за окнами мелькали российские пейзажи – от средней полосы до Дальнего Востока. Они были написаны на длинной бумажной ленте, которую прокручивали за окнами. В другом же павильоне можно было увидеть его миниатюрную копию – воплощенную, в пасхальном яйце императорского Дома Романовых.
Фото 15 – Локомотив поезда
Так на всемирной выставке в Париже Россия предстала перед мировым сообществом как могучая держава, поразившая великими свершениями в своей истории и вызвала всеобщее восхищение превзойденными шедеврами ювелирного искусства.
Как устроены яйца Фаберже
* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru
Другие статьи про пасхальные яйца Фаберже:
- Пасхальное яйцо Фаберже с моделью яхты Штандарт
- Пасхальное яйцо Фаберже с памятником императору Александру III
- Пасхальное яйцо клевер Фаберже
- Пасхальное яйцо Александровский дворец Фаберже
- Пасхальное яйцо Фаберже 300 лет дому Романовых
- Пасхальное яйцо Фаберже Московский Кремль
- Фатальные знамения пасхального яйца Фаберже "Память Азова"
- Зашифрованные слова любви в пасхальных яйцах Фаберже
Господа, 1 -ая и 11 -ая фотография, явно видно же что дешёвая подделка.
Да, согласен с Андреем. Качество фото оставляет желать лучшего. А вот само яйцо мне очень понравилось. Филигранная работа.