Фото 1 – яйцо «Московский Кремль» с ключиком
В царской семье Николая II неизменно поддерживался обычай обмениваться подарками по случаю личных или государственных праздников. Особенно трепетное почитание у императора вызывал главный православный праздник – Пасха. К этому дню Его Величество заказывал особенные подарки - пасхальные яйца для императрицы – матери и своей супруги Александры Федоровны.
Фото 2 – портрет Марии Федоровны
Фото 3 – портрет Александры Федоровны
Пасхальный подарок к весне 1904 года.
К празднованию Пасхи 1904 года придворный ювелир Карл Фаберже получил от монарха традиционный заказ на изготовление пасхальных подарков.
Тема и сюжет подарков никогда не обсуждался. Единственное требование императора обязывало изготавливать неповторяющиеся образы и особенные секреты пасхальных яиц.
Фото 3а – Карл Фаберже
На этот раз Фаберже в основу тщательно продуманной грандиозной композиции пасхального подарка для Александры Федоровны положил событие 1903года. В этот год решение монарха провести Страстную и Пасхальную недели в Москве, было воспринято как особый знак императорского расположения.
Забвение Москвы царской четой.
В течение восьми лет император не жаловал Первопрестольную своим присутствием. Причиной этого являлась трагедия на Ходынском поле, омрачившая церемонию миропомазания на престол Николая II.
Фото 4 – коронация Николая II
Москва была воспоминанием о разыгравшейся драме, наполнявшей сердце императора глубокой болью и горечью о нелепости случившегося.
В день коронации 18 мая 1896 года с раннего утра на поле собралась толпа для получения подарков в честь празднования этого события, численностью около 500 тысяч человек.
Фото 5 – на Ходынском поле
По толпе прокатился слух, что доверенные люди раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит. Народ, подхваченный слепой силой ринулся к временным деревянным строениям, все сметая на своем пути. Буквально за 15 минут в давке погибло более 1000 человек.
Вот почему приезд императорской семьи в Первопрестольную столицу на главный православный праздник был расценен как знак примирения с Москвой и москвичами.
Грандиозная и фантастически сложная задумка Фаберже
Композиция задуманного творения - образ древнего Кремля, одновременно величественного и сказочно - нарядного, превосходило все ранее виденное. Это одно из самых крупных императорских пасхальных подарков имело высоту 361 мм, ширину – 185 мм.
Фото 6 – яйцо «Московский кремль» в двух ракурсах
Над ним трудились блестящие мастера под руководством начавшего работу Михаила Перхина. Завершил грандиозное творение Август Хольмстрем.
Декор золотого, покрытого белой прозрачной эмалью, яйца с куполом и тройными окнами навеян архитектурой Успенского собора Московского Кремля. Задуманный и хитроумно исполненный на овальной стеклянной пластине «сюрприз» создаёт иллюзию внутреннего пространства собора. В одном из окон виден празднично освещённый интерьер храма.
Фото 7 – средняя часть композиции яйца
Видны даже грандиозный иконостас, царское место и передние массивные столбы, покрытые фресковой живописью. На круглой золотой накладке, закрепленной на яйце снизу, белой эмалью исполнена дата «1904».
Фото 8 – золотая накладка
Подставка, выполненная из цветного золота и серебра, имеет вид стилизованных кремлевских стен и башен с кровлями, покрытыми зеленой прозрачной эмалью.
На повторенной дважды Спасской башне прорисованы эмалью гербы Российской империи и Москвы, над воротами в киотах - миниатюрные иконы "Богоматерь Казанская" и "Христос-Вседержитель". Восьмигранное основание выполнено из оникса. Отчетливо видны три уровня, соединённые между собой лестницами. Ступени ведут вверх, к стилизованному собору.
Фото 9 – фрагмент подставки яйца
Храм высоко парит над подставкой, его золотой купол вознёсся над эмалевыми кровлями башен. Это устремление олицетворяет мысль о духовном пути наверх, об этапах продвижения к истине, об обретении духовного храма в себе самом.
Внутри композиции находится «секрет» - музыкальный механизм. Поворотом миниатюрного золотого ключика воспроизводится праздничный пасхальный гимн «Херувимская», которая очень понравилась императору во время пасхальной литургии в Успенском соборе.
Непростой путь шедевра
Но весной 1904 года по сложившимся обстоятельствам творению ювелирного искусства не суждено было поразить своим великолепием августейшую супругу императора. В начале года началась Русско-японская война, которая неожиданно приняла трагический оборот. Мирный договор с Японией заключили только в сентябре 1905 года. В военное время работа над столь сложным изделием могла приостановиться в связи с призывом мастеров на военную службу. А возможно сам государь не подтвердил свой ежегодный пасхальный заказ в тяжелое для страны время. Могло сыграть свою роль и то обстоятельство, что в начале 1905 года в Кремле был убит террористом-эсером любимый дядя Николая II, великий князь Сергей Александрович.
Согласно архивным документам, Фаберже доставил императору пасхальное яйцо только в 1906 году.
В настоящее время яйцо «Московский Кремль» является украшением коллекции пасхальных яиц Оружейной палаты.
Как устроены яйца Фаберже
* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru
Другие статьи про пасхальные яйца Фаберже:
- Пасхальное яйцо Фаберже с моделью яхты Штандарт
- Пасхальное яйцо Фаберже с памятником императору Александру III
- Пасхальное яйцо клевер Фаберже
- Пасхальное яйцо Александровский дворец Фаберже
- Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда Фаберже
- Пасхальное яйцо Фаберже 300 лет дому Романовых
- Фатальные знамения пасхального яйца Фаберже "Память Азова"
- Зашифрованные слова любви в пасхальных яйцах Фаберже
Красиво, дорого, интересно. Но хотелось бы, чтобы руководители страны занимались ситуацией в стране, правили, а не придумывали изысканные подарки стоимостью в бюджет нескольких городов своих же людей