Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Гордость земли Русской

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 1 - Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

В 1913 году придворный ювелир Карл Фаберже, получивший заказ от императора Николая II на изготовление пасхального подарка для супруги Александры Федоровны. Темой композиции пасхального яйца была выбрана 300 летний юбилей Дома Романовых.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 2 - Украшения зданий

Важнейшее политическое событие в истории Российской державы потребовало и особого художественного воплощения. Эскиз изделия разработал, скорее всего сын Фаберже , Агафон Карлович, обладавшим неиссякаемой фантазией замыслов. Изготовить будущий шедевр, было поручено Генриху Вигстрему, главному ювелиру фирмы с 1903 года.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 3 – Портрет Генриха Вигстрема

Пасхальное яйцо имеет высоту 19 см, диаметр основания 7,8 см. Изготовлено в различных техниках исполнения: эмаль, литье, чеканка, гравировка, воронение, акварель. Поверхность обработана методом гильошировки: штриховка на металле резцом, создающая удивительную игру света и пространства.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 4 - Фрагмент поверхности яйца

Филигранно изображены многочисленные элементы государственной символики и восемнадцать миниатюрных портретов всех коронованных особ Дома Романовых.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 5 – Галерея миниатюрных портретов

Галерея русских государей была расположена в исторически сложившейся последовательности от родоначальника династии Романовых Михаила Федоровича до императора Николая II. От хронологии мастера отступили только один раз: портрет Николая II находится между портретами его отца Александра III и Петра I в центре композиции.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 6 – Миниатюра с портретом Петра I

Остается загадкой смысл такого решения Фаберже. Возможно, он выражал этим свое особое уважением к славным деяниям царя-реформатора и особую значимость достижений Государя Николая Александровича, в развитии и укреплении могущества Российского государства.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 7 – Миниатюра с портретом Николая II

Миниатюры монархов вдохновенно написаны акварелью по кости и защищены выпуклыми пластинками из горного хрусталя. Рамки портретов обрамлены мелкими алмазами – «монаршими камнями».

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 8 – Фрагмент яйца с портретом Александра III

Ювелиры мастерской Генриха Вигстрема скрупулезно до тончайших деталей проработали отделку самого яйца. Его золотая «скорлупа» украшена белой транспарентной переливчатой эмалью по гильошировке. Далее - золотой чеканной сеткой с рельефными изображениями царских венцов, корон и двуглавых орлов.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 9 – Фрагмент яйца с плоским алмазом

Верх и низ яйца украшены крупными плоскими алмазами, под ними на серебряной фольге начертаны даты «1613» и вензель императрицы внизу и «1913» - вверху.

Сюрприз яйца

Внутри яйца укреплен вращающийся земной шар, на котором размещены два золотых изображения северного полушария. На одном полушарии границы России в 1613 году, на втором изображена территория Российской державы в 1913 году.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 10 – Фрагмент с изображением земного шара

Сам глобус выполнен из вороненой стали, цвет которой придает глубокий синий цвет морям и океанам. Сюрприз яйца «Трехсотлетие Дома Романовых» открывается при нажатии миниатюрной кнопочки и наглядно иллюстрирует мысль о расширении и укреплении Российского Государства под руководством правящей династии Романовых.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 11 – Основание яйца

Основанием для яйца стала миниатюрная копия Государственного щита. Это один из основных царских регалий с конца XVII века, сделанный из дерева, обтянут красным бархатом с декоративными накладками из нефрита и горного хрусталя, украшенными эмалями и драгоценными камнями. Мастера фирмы Фаберже изготовили копию щита для пасхального подарка из ярко-красного пурпуринового стекла. Искры внутренних включений в стекле хорошо передают переливающуюся поверхность красного бархата.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 12 – Подставка под яйцо

Подставка под яйцо выполнена из золоченого серебра, имеет вид трехстороннего гербового орла со скипетром и державой.

Трехсотлетие царствующего Дома Романовых отмечался «торжественно и всенародно» с поистине царским размахом в Санкт-Петербурге, Москве, Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде и других городах.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 13 – Празднование в Москве

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 14 – Празднование в Нижнем Новгороде

В связи с годом великого юбилея были выпущены монеты, марки, открытки нагрудные знаки.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 15 – Юбилейные марки 1913 года

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 16 – Юбилейный нагрудный знак

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Другие статьи про пасхальные яйца Фаберже:

Комментарии

хотелось бы более четкие фото. очень плохое качество, портит все впечатление

Добавить комментарий