Философия Рыцарства - служение прекрасной даме
Фото 1 – посвящение в рыцари прекрасной дамы
В суровую эпоху Средневековья рыцарями называли представителей привилегированной касты профессиональных тяжеловооруженных конных латников, духовно объединенных моральным кодексом чести.
Фото 2 - Средневековый рыцарь в боевой экипировке
Рыцарь-паладин сделался символом беззаветной отваги, преданности и благородного служения своему сеньору, Прекрасной Даме и высокой цели. Его образ, окруженный романтическим ореолом и воспетый трубадурами и поэтами, был вознесен на пьедестал истории как нравственный идеал воина.
Фото 3 – прощание с дамой сердца перед военным походом с картины английского художника Эдмунда Лейгхтона.
Христианский рыцарь – это прежде всего борец за веру Христову, и верный вассал своего сюзерена. Верность – одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи.
Фото 4 – торжественное шествие сюзерена
Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, милосердию, защите слабых и обиженных.
Фото 5 – прощание со странствующим рыцарем
Постепенно в систему рыцарского образования и воспитания наряду с военными дисциплинами включались стихосложение, пение, игра на лютне, искусство правильно и красиво изъясняться, умение вести светскую беседу с дамами.
Фото 6 – светская беседа
Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья, занимала церковь.
Трепетное поклонение и служение Богоматери, культивируемые в религиозных догмах церкви, были основными христианскими добродетелями рыцарей.
Фото 7 – возрождение рыцарских обычаев на празднике в наше время
Желание стать приятными и привлекательными, в соответствии с куртуазной этикой, заставило многих молодых рыцарей научиться читать и вести приятные беседы, а, кроме того, прислушиваться к мнению дам в том, что касалось умения одеваться, манер и обхождения. Уважительное отношение к женщине, ее возвеличивание и почитание, воспевавшееся в поэтических произведениях бардов того времени, создали культ Прекрасной Дамы и идеи служения ей.
Фото 8 - «Дама с горностаем» картина Леонарда Да Винчи
Между рыцарем и благородной дамой сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция. Дама сердца должна быть недосягаема и испытываемые к ней чувства – сугубо платоническими.
Фото 9 – прекрасные дамы Средневековья
Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. В знак полного подчинения, рыцарь должен был преклонить колени перед госпожой своего сердца и, вложив свои руки в её, дать нерушимую клятву служить ей до самой смерти. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю.
Фото 10 – ритуал клятвы верности рыцаря
Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, как и с избранницей своего сердца.
Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе.
Фото 11 – принесение обета верности с картины Эдмунда Лейгхтона
Изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение предмету обожания и платонические чувства возвышенной любви. Но все попытки церкви закрепить эти принципы, как зеркальные отражения культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в такие отношения зачастую вмешивалась истинная страсть.
Фото 11а – рыцарь с избранницей сердца
Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и правил.
Фото 12 – средневековый сюжет с картины Эдмунда Лейгхтона
Около 1186 года Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви», в котором изложена этика куртуазной любви. Он основан на убеждениях высокого авторитета реально существовавших знатнейших дам Средневековья: Алиенор Аквитанской (сначала французской, а затем английской королевы), Аделаиды Шампанской и виконтессы Нарбонской, дворы которых были центрами куртуазной культуры в конце XII века. Для любовников, нарушивших правила или обязательства, при дворе Алиенор Аквитанской существовали даже Суды любви.
Фото 13 – королева Франции Алиенора Аквитанская (годы правления 1137 – 1152)
В произведении упоминается и легендарный король Артур, которому приписывается авторство правил любви, обязательных для всех благородных любовников.
Из трактата «О любви» Андрея Капеллана.
- Супружество не есть причина к отказу от любви.
- Кто не ревнует, то и не любит.
- Что берёт любовник против воли солюбовника, в том вкуса нет.
- Мужской пол не вхож к любви до полной зрелости.
- О скончавшемся любовнике пережившему любовнику памятовать двумя годами вдовства.
- Без довольных оснований никто лишён любви быть не должен.
- Всегда любовь далека от обителей корысти.
- Истинный любовник иных не возжелает объятий, кроме солюбовных ему.
- Любовь разглашённая, редко долговечна.
- Лёгким достижением обесценена бывает любовь, трудным входит в цену.
- Только доблесть всякого делает достойным любви.
- Кто любит, того робость губит.
- Если слабеет любовь, то быстро она гибнет и редко возрождается.
- Кто терзается любовным помыслом, тот мало спит и мало ест.
- Всякое деяние любовника устремлено к мысли о солюбовнике.
- Любовь любви ни в чём не отказывает.
- Любовник от солюбовника никакими утехами не насыщается.
- Кого бессмертное томит сладострастие, то не умеет любить.
Фото 14 – на международном Рыцарском фестивале «Генуэзский шлем» в городе Судак, Крым
В Новое и Новейшее время «рыцарем» стали называть смелого, щедрого, благородного, великодушного и галантного человека, идеал настоящего мужчины, имеющий особую ценность в глазах прекрасной половины человечества.
Фото 15 – романтический сюжет в стиле Средневековья
Существует и другая символическая трактовка романтического средневекового образа, согласно которой рыцарь олицетворяет дух, властвующий над плотью, подобно тому, как всадник повелевает конем. В этом смысле странствующий рыцарь, преодолевающий все препятствия на пути к неведомой цели, является аллегорией души, неудержимо стремящейся к некоему идеалу через опасности и соблазны.
Фото 16 – на рыцарском турнире «Квиптана» в итальянском городе Асколи Пичено
Представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох. Рыцарь и его дама сердца, герой ради любви – вот первичный и неизменный романтический мотив, который возникает и будет возникать всегда и всюду.
Другие статьи по теме:
класс
Случайно.
Жизнь современной женщины соткана из тысячи мелочей. Муж, дети, дом, работа – все это уже давно мы научились нести на наших хрупких плечах с высоко поднятой головой. А так хочется иногда расслабиться и быть просто женщиной, нежной и беззащитной. Но жизнь диктует свои правила. И в первую очередь современная женщина должна быть Хозяйкой. Настоящей Хозяйкой во всем.
Чтобы увидеть рыцаря в современном мире, прежде всего нужно учиться уважать мужчин, независимо от происхождения и статуса. Платоническая любовь , как основополагающая часть кодекса рыцаря, имеет свое место.Но и свою историческую эпоху. Всё верно. Но сейчас речь не о любовной и страстной связи двух любящих людей. Нет.Когда женщина учится видеть мужчину в целом, понимать и, главное, знать мужскую природу,она сама становится ДАМОЙ.И, как правило, рядом с ней оказывается благородный мужчина, доблестный, сильный, любящий. Будьте счастливы!
Как видим из приведенных примеров, дамы были суровы, но справедливы. Дошли до нас и истории куда более трагические, отчасти напоминающие современные некрофильские ужасы. Некий Гильем де ла Тор похитил будущую свою жену у миланского цирюльника и любил ее больше всего на свете. Прошло время, и жена умерла. Гильем, от горя впавший в безумие, не поверил этому и стал каждый день приходить на кладбище. Он извлекал покойницу из склепа, обнимал, целовал и просил, чтобы она простила его, перестала притворяться и поговорила с ним. Люди из округи стали гнать Гильема прочь от места захоронения. Тогда тот пошел к колдунам и гадалкам, пытаясь выведать, не может ли мертвая воскреснуть. Какой-то недобрый человек научил его, что если каждый день читать определенные молитвы, раздавать милостыню семи нищим (обязательно до обеда) и поступать так целый год, то жена его оживет, только не сможет ни есть, ни пить, ни разговаривать. Гильем обрадовался, но когда по прошествии года увидел, что все без толку, впал в отчаяние и вскоре умер.