Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Философия Рыцарства - служение прекрасной даме

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 1 – посвящение в рыцари прекрасной дамы

В суровую эпоху Средневековья рыцарями называли представителей привилегированной касты профессиональных тяжеловооруженных конных латников, духовно объединенных моральным кодексом чести.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 2 - Средневековый рыцарь в боевой экипировке

Рыцарь-паладин сделался символом беззаветной отваги, преданности и благородного служения своему сеньору, Прекрасной Даме и высокой цели. Его образ, окруженный романтическим ореолом и воспетый трубадурами и поэтами, был вознесен на пьедестал истории как нравственный идеал воина.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 3 – прощание с дамой сердца перед военным походом с картины английского художника Эдмунда Лейгхтона.

Христианский рыцарь – это прежде всего борец за веру Христову, и верный вассал своего сюзерена. Верность – одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 4 – торжественное шествие сюзерена

Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, милосердию, защите слабых и обиженных.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 5 – прощание со странствующим рыцарем

Постепенно в систему рыцарского образования и воспитания наряду с военными дисциплинами включались стихосложение, пение, игра на лютне, искусство правильно и красиво изъясняться, умение вести светскую беседу с дамами.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 6 – светская беседа

Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья, занимала церковь.

Трепетное поклонение и служение Богоматери, культивируемые в религиозных догмах церкви, были основными христианскими добродетелями рыцарей.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 7 – возрождение рыцарских обычаев на празднике в наше время

Желание стать приятными и привлекательными, в соответствии с куртуазной этикой, заставило многих молодых рыцарей научиться читать и вести приятные беседы, а, кроме того, прислушиваться к мнению дам в том, что касалось умения одеваться, манер и обхождения. Уважительное отношение к женщине, ее возвеличивание и почитание, воспевавшееся в поэтических произведениях бардов того времени, создали культ Прекрасной Дамы и идеи служения ей.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 8 - «Дама с горностаем» картина Леонарда Да Винчи

Между рыцарем и благородной дамой сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция. Дама сердца должна быть недосягаема и испытываемые к ней чувства – сугубо платоническими.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 9 – прекрасные дамы Средневековья

Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. В знак полного подчинения, рыцарь должен был преклонить колени перед госпожой своего сердца и, вложив свои руки в её, дать нерушимую клятву служить ей до самой смерти. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 10 – ритуал клятвы верности рыцаря

Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, как и с избранницей своего сердца.

Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 11 – принесение обета верности с картины Эдмунда Лейгхтона

Изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение предмету обожания и платонические чувства возвышенной любви. Но все попытки церкви закрепить эти принципы, как зеркальные отражения культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в такие отношения зачастую вмешивалась истинная страсть.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 11а – рыцарь с избранницей сердца

Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и правил.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 12 – средневековый сюжет с картины Эдмунда Лейгхтона

Около 1186 года Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви», в котором изложена этика куртуазной любви. Он основан на убеждениях высокого авторитета реально существовавших знатнейших дам Средневековья: Алиенор Аквитанской (сначала французской, а затем английской королевы), Аделаиды Шампанской и виконтессы Нарбонской, дворы которых были центрами куртуазной культуры в конце XII века. Для любовников, нарушивших правила или обязательства, при дворе Алиенор Аквитанской существовали даже Суды любви.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 13 – королева Франции Алиенора Аквитанская (годы правления 1137 – 1152)

В произведении упоминается и легендарный король Артур, которому приписывается авторство правил любви, обязательных для всех благородных любовников.

Из трактата «О любви» Андрея Капеллана.

  • Супружество не есть причина к отказу от любви.
  • Кто не ревнует, то и не любит.
  • Что берёт любовник против воли солюбовника, в том вкуса нет.
  • Мужской пол не вхож к любви до полной зрелости.
  • О скончавшемся любовнике пережившему любовнику памятовать двумя годами вдовства.
  • Без довольных оснований никто лишён любви быть не должен.
  • Всегда любовь далека от обителей корысти.
  • Истинный любовник иных не возжелает объятий, кроме солюбовных ему.
  • Любовь разглашённая, редко долговечна.
  • Лёгким достижением обесценена бывает любовь, трудным входит в цену.
  • Только доблесть всякого делает достойным любви.
  • Кто любит, того робость губит.
  • Если слабеет любовь, то быстро она гибнет и редко возрождается.
  • Кто терзается любовным помыслом, тот мало спит и мало ест.
  • Всякое деяние любовника устремлено к мысли о солюбовнике.
  • Любовь любви ни в чём не отказывает.
  • Любовник от солюбовника никакими утехами не насыщается.
  • Кого бессмертное томит сладострастие, то не умеет любить.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 14 – на международном Рыцарском фестивале «Генуэзский шлем» в городе Судак, Крым

В Новое и Новейшее время «рыцарем» стали называть смелого, щедрого, благородного, великодушного и галантного человека, идеал настоящего мужчины, имеющий особую ценность в глазах прекрасной половины человечества.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 15 – романтический сюжет в стиле Средневековья

Существует и другая символическая трактовка романтического средневекового образа, согласно которой рыцарь олицетворяет дух, властвующий над плотью, подобно тому, как всадник повелевает конем. В этом смысле странствующий рыцарь, преодолевающий все препятствия на пути к неведомой цели, является аллегорией души, неудержимо стремящейся к некоему идеалу через опасности и соблазны.

Служение прекрасной даме: любовь рыцаря

Фото 16 – на рыцарском турнире «Квиптана» в итальянском городе Асколи Пичено

Представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох. Рыцарь и его дама сердца, герой ради любви – вот первичный и неизменный романтический мотив, который возникает и будет возникать всегда и всюду.

Другие статьи по теме:

Комментарии

класс

Добавить комментарий