2 ноября 1938 года впервые были присвоены звания Героя Советского Союза трем отважным женщинам - летчицам Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой за совершенный рекордный беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток.
Фото 1 - экипаж легендарного перелета. Слева – направо: Полина Осипенко, Валентина Гризодубова, Мария Раскова.
За всю историю существования наивысшей награды - Герой Советского Союза - присваивалось 12 776 раз. Среди награжденных этой награды удостоились 95 женщин. А первыми Героями Советского Союза в 1934 году стали полярные лётчики, спасавшие челюскинцев.
После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года Валентине Гризодубовой была вручена медаль "Золотая Звезда" № 104.
Фото 1а Валентина Гризодубова командир АНТ-37 «Родина»
Летом 1938 года одна из лучших советских летчиц Валентина Гризодубова вела подготовку беспосадочного перелета на Дальний Восток в составе женского экипажа.
Фото 2 - Полина Осипенко и Марина Раскова
Вторым пилотом отважного экипажа стала Полина Осипенко, на счету которой уже было несколько мировых рекордов. На предложение Гризодубовой Полина Осипенко ответила телеграммой: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелёте».
Марина Раскова стала штурманом будущего легендарного перелета, к тому времени тоже принимала участие в нескольких рекордных полётах.
Фото 3 - карта перелета
Самолёт АНТ-37 «Родина» взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года.
Полёт проходил в трудных погодных условиях. Почти сразу самолет попал в густой слой облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.
Положение еще более ухудшилось из-за начавшегося обледенения и почти не прекращающейся «болтанки». Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта.
Фото 4 – самолет АНТ-37 «Родина»
После того, как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала совсем.
В этих критических «слепых» условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт отклонился от курса и летит уже над Охотским морем.
Командир Валентина Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако у самолёта заканчивалось горючее и когда топлива осталось на полчаса, было принято решение совершить вынужденную посадку в тайге. Шансов на благополучный исход становилось всё меньше.
Находившаяся впереди в стеклянной кабине штурман Марина Раскова получила приказ прыгать с парашютом.
Фото 5 – вынужденная посадка
Гризодубова и Осипенко25 сентября совершили вынужденную посадку на болото в верховьях таёжной реки Амгуни.
Но где именно села «Родина», не знали ни сами лётчицы, ни те, кто следил за перелётом.
Нашли самолет лишь несколько дней спустя 3 октября. Но при спасении случилась трагедия. Над местом, где «Родина» совершила вынужденную посадку, столкнулись два самолёта, участвовавших в поисковой операции - «Дуглас» и ТБ-3. Жертвами катастрофы стали 15 человек.
Бурное ликование, вызванное блестящей победой отважных женщин, охватило всю страну. Чтобы не портить праздник, вся информация о случившейся трагедии была засекречена, и никаких сообщений ни в газетах, ни по радио не было сделано.
Фото 6 – встреча на белорусском вокзале в Москве. Слева – направо: Раскова, Гризодубова, Осипенко
Спасенный экипаж «Родины» вернулся в Москву с триумфом. В ходе перелёта отважных пилотов, длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой - 5910 км).
Разные судьбы женщин - первых «Героев Советского Союза»
Судьба первых женщин, получивших самое высокое звание в СССР, сложилась по-разному.
Фото 7 – Полина Осипенко
Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. Ей был 31 год.
Фото 8 – Марина Раскова
Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны стала одним из идеологов создания женских лётных боевых частей, сформировав авиагруппу из трёх женских авиаполков, командиром одного из которых стала она сама.
Раскова погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. Ей было 30 лет.
Фото 9 – Валентина Гризодубова
Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101 авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.
Она неоднократно ходатайствовала о людях, пострадавших от репрессий. Вместе с известным летчиком Михаилом Громовым приложила немало усилий для освобождения из лагеря на Колыме Сергея Павловича Королева, будущего создателя советской космической программы.
Фото 9а – Валентина Гризодубова в советское время
После демобилизации работала в гражданской авиации, занималась вопросами испытаний радиоэлектронной аппаратуры.
Фото 10 – обелиск в честь экипажа самолета «Родина»
В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие легендарного беспосадочного перелёта на самолёте "Родина" по маршруту Москва - Дальний Восток, на севере Хабаровского края, установлен обелиск в честь славного экипажа - гранитное крыло, устремлённое в небо. Он всегда будет напоминать людям о подвиге 3-х героических советских женщин.
Валентина Гризодубова, первая из женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза и единственной Героем Социалистического Труда, награжденной в 1986 году.
Фото 11 – памятник Валентине Степановне Гризодубовой около Московского научно–исследовательского института приборостроения, где она проработала в течение 38 лет. Установлен 1 сентября 200 года.
Командира легендарной «Родины» не стало 28 апреля 1993 года. Ей было 83 года.
Другие статьи о путешествиях и открытиях:
Лишь один вопрос - зачем вообще понадобилось совершать такой перелет? В чем смысл этих "рекордов"?
Смысл в том, чтобы стать лучше, сильнее. В том, чтобы о тебе осталась светлая память, в осуществлении мечты. А так да, можно всю жизнь провести на заводе и диване